2013 • Серия «DАЖЫНКI»
Открытие проекта «DАЖЫНКI» состоялось 3 октября 2013г.
в Художественной галерее Михаила Савицкого (г.Минск, пл.Свободы — 15)
•••
РАБОТЫ ИЗ ПРОЕКТА :
Выратаванне (Спасение)
холст, темпера, акрил
150х200 см
2012 г.
Толстые зелёные стебли усталого рапсового поля лежат друг на друге, расчёсанные в разные стороны, словно зелёная медвежья шкура у камина и под этот плотный шатёр не проникает жаркое июльское солнце. Бесконечное зелёное море податливо тянется к мотовилу ревущего комбайна.
Впрочем, в кабине гораздо тише, только доносится разноголосый дабстеповый ритм системы обмолота, а если посмотреть в заднее стёклышко, видно как в бункере быстро растёт остроконечная горка тёмно-коричневого буса — наше белорусское бурое золото.
Комбайн споро режет зелёный шатёр, и вот остаётся последняя полоса, уже жатки. Справа и слева обнажившаяся и уже успевшая подсохнуть желто-коричневая глина с вышагивающими по ней аистами. Тут где-то впереди из рапса поднимается небольшая птица с острыми крыльями.
Когда через минуту вправо и влево, шарахаясь от аистов, начинают разбегаться такие же как глина, жёлто-коричневые комочки становится понятно, что это была мама-утка, бросившая утят перед лицом надвигающейся грохочущей катастрофы. На ходу с подножки спрыгивает помощник комбайнёра и распугивает нехотя расходящихся аистов, лишившихся теперь уже законной добычи.
Утята бегают очень быстро, а когда помощник догоняет — резко меняют направление движения и бросаются ровно под ноги, а потом, пойманные, пытаются укусить слабенькими клювиками и забиваются под сиденье в дальнем углу кабины, среди гаечных ключей и огнетушителей.
/ Георгий Капустников, 2013 /
Палессе (Полесье)
холст, темпера, акрил
150х200 см
2012 г.
Есть мнение, что у аистов в процессе эволюции очень скоро ноги станут такие же короткие, как, например – у утки. Потому что они уже давно большими компаниями ходят не по болотам в поисках лягушек, а исключительно за комбайном. В надежде получить лёгкую добычу, которая в великом множестве разбегается, расползается и разлетается из-под его колёс, лишившись укрытия.
Лiсiчкi (Лисички)
холст, темпера, акрил
150х200 см
2012 г.
Конечно, собирать грибы гораздо приятнее, чем их перебирать и чистить…
У спакою
палатно, тэмпера, акрыл
150х200 см
2012 г.
Над ракою ў спакою |
Перастала дзяўчына Зь ненаглядным страчацца. Бедавала зязюля, Што каліны ня стала; Бедавала матуля, Што дзяўчына ўсыхала. Па рацэ гналі хвалі Ўдаль галіны каліны; Людзі ў рэчцы шукалі Самагубкі-дзяўчыны… Над ракою ў спакою Зацьвіла зноў каліна; А ў зямельцы пад ёю Спала наша дзяўчына. |
/ Я. Купала, «НАД РАКОЮ Ў СПАКОЮ», 1911 /
Соль Зямлi (Соль земли)
холст, темпера, акрил
200х150 см
2012 г.
Уже давно — с тех пор, наверное, как образовались колхозы — механизаторов на уборочной кормят обедом централизованно. Прямо в поле. Из разного вида полевых кухонь. Но почему-то художники любят рисовать «Жаркий полдень» традиционно. Изображая, как женщина приносит в поле своему мужчине любовно упакованный «тормозок».
Эта работа вначале так и называлась — «Жаркий полдень». Но после того, как «молодые» рассыпали соль в порыве страсти, напросилось другое название.
Алеся ўцякачка ( Сбежавшая Алеся )
холст, темпера, акрил
150х200 см
2013 г.
… Это она не от зубра сбежала, а от жениха своего. В основе сюжета — банальная интернациональная история о сбежавшей невесте. Просто Алеся сбежала в лес, а там — Зубр…
Малады аграном (Молодой агроном)
холст, темпера, акрил
90х200 см
2012 г.
Вот такой агроном…
Даярка (Доярка)
холст, темпера, акрил
90х200 см
2012 г.
Конечно, сейчас уже есть фермы, где доярки с коровами почти не встречаются. Всё делают машины. Сегодня это вызывает восхищение. Но когда- нибудь они (доярки и коровы), или хотя бы некоторые из них, мне кажется, будут скучать друг по другу…
Вiшнёвае сочыва (Вишнёвое варенье)
холст, темпера, акрил
150х200 см
2013 г.
Почти каждому из нас, иногда даже мужчинам, приходилось хотя бы раз в жизни для варенья доставать косточки из вишен.
Так что картина знакомая. Сок брызгает в разные места. Пальцы слипаются, булавки ускользают, пристают пчёлы и осы.
Силы и терпение кончаются, а вишни — нет…
А Кот наверное думает — лучше бы они рыбу чистили.
Дзецi кукурузы (Дети кукурузы)
холст, темпера, акрил
150х200 см
2013 г.
Один егерь рассказал, что на полях, которые возле лесов, особенно — заповедных, кукурузу высаживают специально для диких кабанов. Так что — если идёте за кукурузой в поле, не заглубляйтесь. Можете встретиться с мамой полосатого.
Сунiчная паляна (Земляничная поляна)
холст, темпера, акрил
170х200 см
2013 г.
Как известно, в старину свадьбы играли тогда, когда все дела в полях были доделаны. Т.е. после Дожинок.
У меня свадьба на земляничной поляне, а земляника зреет в начале лета. Тут, конечно, я наврала для красоты. Ну а в остальном — всё чистая правда.
И клубничное дерево — тоже.
Мроя трактарыста (Дрёма тракториста)
холст, темпера, акрил
200х150 см
2013 г.
На самодельных коврах-маляванках народные художники рисовали рай, мечту. Рисовали то, чего никогда не видели. Диковинные цветы, пальмы, львов, тигров, каких-то фантастических птиц…
На самом деле — это ещё один «Жаркий полдень». Тракторист на минутку прилёг после обеда. И всё это ему то ли снится, то ли мерещится, то ли мечтается… то ли просто на ковре нарисовано.
Бульбяныя феi (Картофельные феи)
холст, темпера, акрил
120х200 см
2013 г.
Говорят, белорусам в картошку не докладывают фри.
Гаротнiца (Несчастная)
холст, темпера, акрил
150х150 см
2013 г.
В 2013 году в Беларуси разразилась Африканская чума свиней. 29 августа того же года вышло Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 758, и многим сельским жителям пришлось изменить вековой уклад жизни — навсегда расстаться со своими питомцами. Кто-то продал их живьём, кто-то продал мясо, кто-то сам съел.
Но были и такие, мне рассказывали, кто говорил: — Я друзей не продаю.
А один сказал: — Я друзей не ем.
Купалле (Купалье)
холст, темпера, акрил
120х200 см
2012 г.
Сильная роса на Купалу — к урожаю огурцов (примета).
Вартаўнік Райваенкамата (Сторож райвоенкомата)
холст, темпера, акрил
150х200 см
2013 г.
Хочу, чтобы во всех районах Земли в военкоматах было спокойно и скучно, как в Раю.
Паспелi (Поспели)
холст, темпера, акрил
150х200
2013
«… И дочь-невеста вся в прыщах — дозрела, значит. Смотрины, стало быть, у них — на сто рублей блинов одних, и даже тощенький жених поёт и скачет…»
/ Владимир Высоцкий, «Смотрины» /
Тры трактарысты ды сабака (Три тракториста и собака)
холст, темпера, акрил
160х200
2013
Вы когда-нибудь видели, чтобы пёс ходил на речку купаться один? И я не видела…
•••
« Из огромного множества праздников на Земле, праздник сбора урожая — пожалуй самый важный, добрый и честный. Имеющий разные названия, испокон веков у всех народов и культур он несёт в себе общую и великую суть — уверенность в не зря потраченном труде и подведение его итогов. И даже если труд был тяжёлым, но результат его — очевиден, то он приносит радость, а уверенность рождает надежду и веру в лучшее завтра. Это придаёт жизни силу и смысл.
Мой кусок поля — это моя мастерская, а эта выставка — мои «персональные дожинки». Тему выбирала не я — она сама меня «выбрала». Меня, можно сказать — «внезапно настигла» национальная самоидентификация , хотя теперь я понимаю, что предпосылки к этому появились раньше…
Ещё в 90-х, сразу после «Академии», мне довелось много работать с национальным сценическим костюмом. Я навсегда останусь благодарна Владимиру Мулявину, который, будучи моим первым заказчиком, позволил сделать мне то, что я хочу. И видимо посеял первое зерно в ещё не готовую тогда почву. Шло время, после «Песняров» были
Государственный народный хор, «Белыя росы», «Крупіцкія музыкі» и много-много простых, очень честных и беззаветно влюблённых в наш фольклор самодеятельных коллективов, которые, несомненно — тоже повлияли на процесс взращивания этого зерна, только тогда я об этом ещё не догадывалась. Потом был период театра, кино и телевидения, было много встреч с новыми людьми и иллюзиями, в части из которых мне пришлось разочароваться. И я поняла, что десятки и сотни народных костюмов — это то лучшее и главное, что я сделала в своей творческой жизни… В конце концов оставила в ней только живопись. Живописи было тоже — много. Как и связанных с нею очередных встреч и, возможно — иллюзий…
Ещё одной из «открывшихся» мне предпосылок национальной самоидентификации является то, что мама моя родилась и выросла на Полесье, там, где сейчас зона отчуждения. В 2011-м мы ездили туда с сыном и очень явно ощутили связь с той землёй., не смотря на то, что родились и выросли в городе… И ещё я поняла, откуда у меня такая тяга к ярким краскам ! Почему-то принято считать, что «беларускія колеры сціплыя: зямлістыя, шэранькія ды балотныя»… из-за недостатка солнца — всего 50 (!) дней в году… Но там такое небо! Белый песок… фиолетовые тени… сиреневые вересковые заросли… закатные оранжевые «барханы» среди сосен… А цветы! Невозможно придумать название цвету луговой гвоздички, которая растёт на песке — куда до неё тропической фуксии! И всё это буйство красок люди переносили в свои дома, в вышивки и ткачество, росписи «куфраў ды маляванак»…
Некоторые элементы, технические и композиционные приёмы маляванак я применила в моих «DАЖЫНКАХ». Добавила ещё больше цвета, чем было у меня раньше. На картинах живут, отдыхают и трудятся очень красивые, добрые белорусы. Молодые и не очень, большие и не очень, весёлые и не очень — ведь даже в раю наверное бывает грустно, не только в жизни… Но в нем есть место иронии и самоиронии, которых нам всем иногда не хватает, как солнца.»
/ Жанна Капустникова, 2013 /
•••
« …Когда ты, житель мегаполиса, обвешанный и обложенный гаджетами и девайсами, втыкающий в глянцевые экраны и экранчики на ходу, на бегу, за едой, во время «общения»… Когда ты в последний раз видел живую корову? Или хотя бы живого тракториста? А доярку?
Когда ты беззаботно, никуда не спеша, валялся в душистой траве, глядя на облака и нюхая василёк?
А ведь где-то это есть — и васильки, и трактористы, и чёрная жирная земля, вывороченная плугом, и гул комбайнов, идущих ровным строем по спелому жёлтому морю.
И запах парного молока, и бусел над утренним лугом.
Cмотри — вот это всё.
Возможно, в реальности сельские будни выглядят не совсем так, как на этих полотнах.
Но кто сможет запретить художнику «так видеть»? Кто откажет ему в праве создавать свои миры?
*
Около двадцати полотен художника Жанны Капустниковой составляют проект под названием «Дажынкі». Работы выполнены в совершенно отличной от сегодняшнего мейнстрима живописной манере — не без заметного влияния белорусских традиционных «маляванак», и наполнены такой мощной живительной энергией, что кажется, можно сорвать с холста огурец.
И откусить с хрустом, и съесть.
Прямо так, без соли.
И запить его молоком.»
/ Юлия Добровольская, 2013 /
•••
« В художественном проекте Жанны Капустниковой «DAЖЫHKI» на больших полотнах изображены сцены из сельской жизни, настроения и сам образ которых не всегда согласуются с общими представлениями о них жителей мегаполиса. В этих общих представлениях удивительного не много — за ежедневной собственной суетой мы не всегда способны видеть искренние человеческие радость и красоту. Серия «DAЖЫHKI» Жанны — своего рода утопия, в которой она предлагает посетителю выставки отвлечься от суеты и о таких понятиях вспомнить. А элементы иронии и самоиронии в работах, помимо собственных живописных приёмов художника — есть та по её мнению сила и форма, которая способна зрителю помочь в этом.
Для большинства людей выгоды от перехода общества из одного этапа в некий иной, лишённый прежних черт и взаимоотношений, как правило носили и носят характер неосязаемый, иллюзорный. Что тоже по своей сути — мираж, утопия. Это происходило всегда и везде, кто бы ни являлся основным генераторам очередной утопии — философские, научные или экономические институции: очевидность сиюминутных выгод до появления следующего миража предполагает толчок к развитию, но не всегда гарантирует достижимость этих выгод. Разочарование в прежних иллюзиях при появлении новых — одна из причин, заставляющих человека бросать своё поле и искать счастья на чужом, оставляя и забывая при этом традиции семейные, народные, общечеловеческие.
В мегаполисах вырастают поколения людей, нога которых не ступала мимо асфальта даже в резиновом сапоге. Рост на планете городов и преимуществ для индивидуума жизни в них приводит пока лишь к истощению природных ресурсов и межчеловеческих отношений. А в постиндустриальную эпоху такие ценности, как дружба, помощь, красота, нежность, любовь к своей земле и друг к другу не принимаются во внимание в попытках систематизации факторов, способствующих достижению иллюзорных выгод в перспективе. Постепенно выходящие из моды, эти ценности эксплуатируются для продвижения экономических или социальных моделей, но не всегда учитываются в них даже для расчёта статистических погрешностей. Впрочем, как по-настоящему не учитывались никогда, хотя именно они помогали людям выживать в тяжёлые времена.
Искренность цветов, яркость эмоций — то главное из важного, которым художник Жанна Капустникова делится со зрителем. Её утопия — не реквием сельскому жителю постиндустриальной эпохи, которой на смену по мнению футурологов возможно в не самом отдалённом будущем может прийти эпоха постчеловеческая. Скорее — это своего рода памятник перечисленным выше ценностям, они к счастью ещё пока встречаются, вопреки своей эксплуатации многочисленными социальными и экономическими теориями.»
/ Юрий Билык (Лобанов), 2013 /
•••
По материалам выставки в сентябре 2015 был издан альбом под тем же названием.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВСЕМ, КТО ПОМОГАЛ И ПРИНИМАЛ УЧАСТИЕ В ИЗДАНИИ АЛЬБОМА:
Ольге Коваленко
Георгию Капустникову
Юлии Добровольской
Павлу Зайцу
Мэтту Дэю
Светлане Жинкиной
Андрею Богдановичу
Андрею Новику
Юре Билыку (Лобанову) / «Михаил Адсюль»
•••
материалы о выставке на других ресурсах:
интервью и о проекте DАЖЫНКI в передаче АРТиШОК на телеканалах Беларусь-3, Беларусь-24
Насядзеўшыся ў Facebook, мастачка Капуснікава збегла да трактарыстаў (euroradio.fm)
На маіх карцінах — вёска мараў і ўяўленняў (budzma.org)
DАЖЫНКI с картинки (agronews.by)
DАЖЫНKI добрались до Минска (naviny.by)
О презентации альбома DАЖЫНКI в газете «Лiтаратура i мастацтва»
•••••••••••••••••••••••••••
…Но совсем скоро мир изменился, и на традиционный упрек художнику: “Вы слишком отрываетесь от жизни!”, захотелось ответить: “Скорее, все мы слишком отрываемся от смерти”.
И правда — мы привыкли жить так, как будто не умрем никогда. Мы неосторожны в поступках, словах, мыслях и не задумываемся о том, что прямо или косвенно можем влиять не только на окружающую нас жизнь, но и на окружающую нас смерть — мы к ним привыкли: и к жизни, и к смерти. Мы не ценим ни жизни, ни смерти. Ни своей, ни чужой…
… 18 ноября 2015 года в Национальном центре современных искусств Республики Беларусь открылся арт-проект «Другiя Дажынкi».
•••••••••••••••••••••••••••