DAZHYNKI 2013 poster

Project "DAZHYNKI"

Art-project "DAZHYNKI" (i.e. "the final reaping") was presented at October 3, 2013
in Mikhail Savitsky Art Gallery (Minsk, Svobody Sq.,15)

SALVATION / tempera, acrylic on canvas / 150х200 cm / 2012

Salvation (Hall of Fame)
tempera, acrylic on canvas
150х200 cm

Thick green stalks of the tired rapeseed fields lie on each other, combed in different directions, like a green bearskin near the fireplace.The hot July sun doesn't penetrate under the tight "tent". Endless green sea stretches facilely to the reel of the roaring combine.
However it's much quieter in the cabin, you can only hear the discordant rhythm of the threshing system, but if you look at the rear glass, you can see how a peaked hill of brown bread if growing fast in the bunker.It's our Belarusian brown gold.
The combine is cutting quickly the green "tent", leaving the last strip of land.At the right and at the left there is naked and already dry yellowy-brown clay with the storks walking on it. Then somewhere in front a small bird with sharp wings is hopping off.
A minute later all is clear: little yellow fluffy balls are trying to escape from storks.Their mother-duck left ducklings in the face of impending disaster.
The assistant of combine machine driver is jumping on the move and scares the storks who are leaving unwillingly their prey. Ducklings are running very quickly, and when the assistant is catching up - dramatically change their direction and get exactly under his feet, and then being caught,are trying to bite with their weak beaks and getting under the seat in the corner among wrenches and fire extinguishers.

/ Georgy Kapustnikov, 2013 /


PALESSE / tempera, acrylic on canvas / 150х200 cm / 2012

tempera, acrylic on canvas
150х200 cm

It is believed that the storks's legs in the process of evolution will soon become of the same length as for example the ducks' ones. Because they don't go through the swamps in search of frogs but only after combines and tractors. They hope to get an easy prey that escapes from under the wheels loosing in panic it's shelter. ( * Palesse - is a region in the Republic of Belarus, former USSR )


СHANTERELLES/ tempera, acrylic on canvas / 150х200 cm / 2012

tempera, acrylic on canvas
150х200 cm

Of course, to picking mushrooms is much nicer than to check and clean them...


IN PEACE / tempera, acrylic on canvas / 150х200 cm / 2012

In Peace (This artwork was made under the impression of the poem "Over the river in peace" by Yanka Kupala, y.1911)
tempera, acrylic on canvas
150х200 cm

Над ракою ў спакою
Зацьвітала каліна;
У сяле за ракою
Вырастала дзяўчына.
Да зялёнай каліны
Прылятала зазюля;
Да дзяўчыны-маліны
Удаваўся Януля.
Над ракой, дзе каліна,
Сенажаць церабілі;
У сяле, дзе хлапчына,
У паход затрубілі.
Перастала каліна
У цьвяточкі ўбірацца;

Перастала дзяўчына
Зь ненаглядным страчацца.
Бедавала зязюля,
Што каліны ня стала;
Бедавала матуля,
Што дзяўчына ўсыхала.
Па рацэ гналі хвалі
Ўдаль галіны каліны;
Людзі ў рэчцы шукалі
Самагубкi дзяўчыны ...
Над ракою ў спакою
Зацьвіла зноў каліна;
А ў зямельцы пад ёю
Спала наша дзяўчына.

/ Я. Купала, «НАД РАКОЮ Ў СПАКОЮ», 1911 /


SALT OF THE EARTH / tempera, acrylic on canvas / 200х150 cm / 2012

Salt of the Earth
tempera, acrylic on canvas
200х150 cm

For a long time, probably since the collective farms were formed, the harvesting machine operators have been getting lunch right in the field at different types of field kitchens. But somehow the artists love to represent "a hot afternoon" traditionally. They portray how a woman brings her man a lovely package, so called "tormozok" — some kind of a pack up lunch.
This work initially was called - "Hot Noon." But after the "young" scattered salt in a moment of passion another name appeared...


RUNAWAY ALESYA / tempera, acrylic on canvas / 150х200 cm / 2013

Runaway Alesya
tempera, acrylic on canvas
150х200 cm

She ran away not from the bison but from the her own groom. The plot is international story about a runaway bride. Just Alesya ran to the forest and met the Bison there.


YOUNG AGRONOMIST / tempera, acrylic on canvas / 90х200 cm / 2012

Young Agronomist
tempera, acrylic on canvas
90 x 200 cm

That's such an agronomist ...


A MILKMAID / acrylic, tempera on canvas / 90х200 cm / 2012 / in private collection

tempera, acrylic on canvas
90 x 200 cm

Of course now there are farms where a milkmaids don't work any more. The machines are doing everything. Today it is admirable. But one day they (milkmaids and cows) or at least some of them I think, will miss each other.


CHERRY JAM / tempera, acrylic on canvas / 150х200 cm / 2013

Cherry Jam
tempera, acrylic on canvas
150х200 cm

Almost every one of us, sometimes even men, at least once in life had to get pips off cherries to make cherry jam.
The juice splashes in different directions. Fingers stick together, bees and wasps attack.
Strength and patience run out, but cherries are still there.
A cat might think — would be better if they cleaned the fish.


CHILDREN OF A CORN / tempera, acrylic on canvas / 150х200 cm / 2013

Children of a Corn
tempera, acrylic on canvas
150х200 cm

One ranger told us that on the fields that are near forests,especially protected ones, the corn is planted especially for wild boars. So if you're going to get the the corn from the field do not go too far because you can meet up with boar's mum :)


WILD STRAWBERRIES FIELD / tempera, acrylic on canvas / 170х200 cm / 2013

Wild Strawberries Field
tempera, acrylic on canvas
170x200 cm

As you know, in the past weddings were organised after the completion of all agricultural task (after Dazhynki).
My wedding is on a strawberry field, but strawberries are ready only in early summer. So here, of course, I lied for a little bit :) But all the rest is true.
And the strawberry tree is true too.


THE DREAM OF A TRACTOR DRIVER / tempera, acrylic on canvas / 200х150 cm / 2013

The Dream of a Tractor Driver
tempera, acrylic on canvas
200х150 cm

On self-made belarussian traditional carpets called "malyavanki" folk artists painted the paradise dream. They painted something that they had never seen before: unusual flowers, palm trees, lions, tigers, some fantastic birds ...
A tractor driver has laid down for a minute after the lunch. And all these flowers, trees, lions, birds are either in his dream or are simply painted on the carpet.


POTATO PIXIES / tempera, acrylic on canvas / 120х200 cm / 2013

Potato Pixies
tempera, acrylic on canvas
120 x 200 cm

Some people think that Belarusians do not have enough fries in potatoes.


MISERABLE / tempera, acrylic on canvas / 150х150 cm / 2013

tempera, acrylic on canvas
150x150 cm

In 2013, Belarus African swine fever broke out. On August 29th of that year the Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus № 758 was issued and many villagers had to change their traditional lifestyle — to part forever with their pets. Some people sold them alive, others sold the meat, someone ate himself.
But I was told that there were some who said — "I do not sell my friends."
And one said — "I do not eat friends".


KUPALLE / tempera, acrylic on canvas / 120х200 cm / 2012

tempera, acrylic on canvas
120 x 200 cm

A folk lore: The yield of cucumbers will be as strong, as the dew on Kupala night. / Kupala night ( Kupalle ) - a traditional holiday of the Slavs on the day of the summer solstice.


THE GUARD OF A MILITARY OFFICE / tempera, acrylic on canvas / 150х200 / 2013

The Guard of a Military Office
tempera, acrylic on canvas
150х200 cm

I wish in military enlistment offices of all parts of the Earth it was calm and dull like in Paradise.


RIPE / tempera, acrylic on canvas / 150х200 cm / 2013

tempera, acrylic on canvas

In the olden days in South-East Europe it was matchmakers to first sign a marriage agreement before a bride's parents. However, there were times when a girl refused. Then matchmakers received a pumpkin as a sign of failure.

In some places this occurs nowadays too

THREE TRACTOR DRIVERS AND A DOG / tempera, acrylic on canvas / 160х200 cm / 2013

Three Tractor Drivers and a Dog
tempera, acrylic on canvas
160 x 200

Did you ever see a dog, going for a bathe alone ? I did not :)


Жанна Капустникова

“... Out of all the celebrations on the world, the festival of harvest is perhaps, the most important, kind and fair. This festival being kind and honest to man and nature is referred differently throughout world cultures, existing for centuries among all the nations it has one general and great meaning — confidence that all the work is not in vain and and we can sum it up. Even if the work was hard and still has results, it brings joy and confidence, and confidence creates hope and faith in better tomorrow. It gives the power and meaning of life.
My field is my workshop and this exhibition is my personal “Dazhynki”. I didn't choose this topic - the topic chose me. It's possible to say that now I know my real national identity through understanding of my past....
In the 1990’s right after “Academy” (Belarussian Academy of Arts) I worked a lot with a national stage costume. I will always be grateful to Vladimir Mulyavin who was my first customer and who gave me freedom to do what I wanted. This “planted the first seed in the soil although the seed wasn’t ready at that point”. As time went on after “Pesnyary” I worked with
State Folk Choir “Belyya Rosy”, “Krupitskiya muzyki” and with many simple , but very honest and admiring folklore amateur groups, without doubt also influenced the process of cultivation of the “seed” but at that time didn't have the idea. Then there was a period of the theatre, cinema and television. There were meetings with many new people, many illusions and disappointments sometimes...
Another reason for my national identity that became clear to me is the fact that my mother was born and brought up in Poles'ye, which is now a prohibited area. In 2011 me and my son visited that area and very clearly felt connected to it, despite the fact that we were born and brought up in the city. I realised from visiting Poles'ye is why I have such a thirst for bright colors. It's considered that Belarussian colours are dull and grey because the lack of the sun with only 50 sunny days in the year. But there is such a blue sky there, white sand, purple shades, green moorland, sunset, orange sand dunes among pine trees and beautiful vibrant flowers. It is impossible to give a name to the color of a simple meadow flower growing on the sand, better than any tropical fuchsia! All the variety of colours from the country people were bringing into their houses, to embroidery, weaving and painting.
Some elements, technical and compositional techniques of “malyavanki” I used in my “DAZHYNKI” adding more colours than before. On the paintings you can see beautiful and kind Belarussians, their lifestyle, how they work and rest, young and elderly, big and little, happy and occasionally sad. Because even in heaven it is probably sad sometimes. But still there is place there for irony and self-irony, that we all need sometimes like we need the sun...”

/ Janna Kapustnikova, 2013 /


использован фрагмент работы *Тры трактарысты ды сабака* из проекта *DАЖЫНКI*

You, metropolis resident, carrying all these gadgets, looking at all that glossy screens while walking, running, eating, talking... When was the last time you saw a live cow? Or at least a tractor driver? When was the last time you saw a milkmaid?
When did you carefree, being not in a hurry, lay in a fragrant grass looking at the clouds and smelling cornflower?
Вut somewhere all this exists: cornflowers, tractor drivers, and a black greasy earth, and the noise of combines, going steady in a row through a yellow sea.
Somewhere exists also the smell of fresh milk... And stock flying over the morning meadow.
Just have a look — all is here.
Perhaps the reality of rural everyday life do not look quite like the one on these canvases.
But who can deny the artist’s right to see in his own way? Who can deny his right to create an own world?
Nearly twenty paintings of the artist Janna Kapustnikova make a project called “Dazhynki”. The artworks were carried out in a completely different from the mainstream of today’s painting style — not without a noticeable effect of Belarusian traditional carpets “malyavanki”, and filled with such a powerful life-giving energy that it seems possible to break the canvas cucumber.

Аnd bite with a crunch, and eat.

Just like that, without any salt.

And eat it with a milk...”

/ Julia Dobrovol'skaya, 2013 /


использован фрагмент работы *Соль зямлi* из проекта *DАЖЫНКI*

"In the art project of Jeanne Kapustnikovoj" DAZHYHKI "on large canvases depict scenes of rural life, mood and image are not always consistent with the overall vision of them residents of the metropolis. These shared views amazing not much — for their own daily bustle we are not always able to see sincere human joy and beauty. Series «DAZHYHKI» Jeanne is a kind of Utopia, in which it invites the visitor to the exhibition and bustle about such concepts to remember. And the elements of irony and self-irony in the works, in addition to its own picturesque techniques of the artist — is that in her opinion the strength and shape of the Viewer, which can help in this.
For most people the benefits of society’s transition from one stage to another one without previous features and relationships have never been clear. No matter if the main generator of the utopia is a philosophical, scientific or economic institution. The obvious immediate benefits of the next utopia involves a push to development but does not always guarantee the attainability of these benefits. One of the reasons that makes a person to change his life and look for happiness somewhere else is disappointment in the past. People get new illusions and forget their family, national and human traditions.
In metropolitan areas the generations of people who never walk anywhere apart from aspahalt, even in Wellingtons, live. The growth of cities on the planet and the benefits that it promises are causing at the moment only a threat to natural resources and degradation of human relations. In the post-industrial era such values as friendship, care, beauty, tenderness and love are not taken into account due to the attempt to systematise the factors contributing to the illusory benefits in the long term . Gradually going out of fashion these values are exploited to promote economic and social models, but not always taken into account in these calculations. However, though being not really even considered they have always helped people to survive in difficult times.
The honesty of colours, the brightness of emotion is the most important thing that the artist Janna Kapustnikova shares with visitors. The utopia of her paintings is not a requiem to village inhabitants of postindustrial era that according to futurists will be probably soon replaced by post-human era. More likely — “DAZHYNKI” is a kind of monument to those human values that still exist despite of being exploited by different social and economic theories...”

/ Juri Bilyck (Lobanov), 2013 /


Альбом живописи DАЖЫНКI Жанны Капустниковой
Based on materials of the project the album of the same name was released in September 2015.


Olga Kovalenko
George Kapustnikov
Yuliya Dobrovolskaya
Pawel Zayats
Matt Day
Svetlana Jinkina
Andrey Bogdanovich
Andrey Novik
Juri Bilyk (Lobanov)/"Michael Adsul′"

materials about this exhibition on other sites:

Interview & about project “DAZHYNKI” in a TV program ARTiSHOCK on TV channels Belarus-3, Belarus-24





About the presentation of album DAZHYNKI in the newspaper "The Literature and The Art"



... But soon the world has changed, and on traditional reproach to the artist: “You are getting too far away from real life!”, — I wanted to reply: “Rather, we are all getting too far from death.”
And it’s true — we used to live as if we will never die. We are careless in deeds, words, thoughts, and do not think that directly or indirectly may affect not only the life around us, but also the death that surrounds us — we got used to it: the life and the death. We do not appreciate neither life nor death. Neither our own nor the stranger’s ...

… November 18, 2015 at the National Center of contemporary arts of the Republic of Belarus has been opened art project “Another Dazhynki”.

выстава жывапiсу Другiя Дажынкi Жанны Капуснiкавай - афiша


Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Pin on PinterestShare on VKShare on TumblrShare on LinkedInShare on StumbleUponShare on RedditBuffer this pageEmail this to someone

DАЖЫНКI (DAZHYNKI) постер 1

Проект «DАЖЫНКI»

Открытие проекта  «DАЖЫНКI» состоялось 3 октября 2013г.
в Художественной галерее Михаила Савицкого (г.Минск, пл.Свободы — 15)
•••
РАБОТЫ ИЗ ПРОЕКТА :

Выратаванне (Спасение) / холст, темпера, акрил / 150х200 см / 2012г.

Выратаванне (Спасение)
холст, темпера, акрил
150х200 см
2012 г.

Толстые зелёные стебли усталого рапсового поля лежат друг на друге, расчёсанные в разные стороны, словно зелёная медвежья шкура у камина и под этот плотный шатёр не проникает жаркое июльское солнце. Бесконечное зелёное море податливо тянется к мотовилу ревущего комбайна.
Впрочем, в кабине гораздо тише, только доносится разноголосый дабстеповый ритм системы обмолота, а если посмотреть в заднее стёклышко, видно как в бункере быстро растёт остроконечная горка тёмно-коричневого буса — наше белорусское бурое золото.
Комбайн споро режет зелёный шатёр, и вот остаётся последняя полоса, уже жатки. Справа и слева обнажившаяся и уже успевшая подсохнуть желто-коричневая глина с вышагивающими по ней аистами. Тут где-то впереди из рапса поднимается небольшая птица с острыми крыльями.
Когда через минуту вправо и влево, шарахаясь от аистов, начинают разбегаться такие же как глина, жёлто-коричневые комочки становится понятно, что это была мама-утка, бросившая утят перед лицом надвигающейся грохочущей катастрофы. На ходу с подножки спрыгивает помощник комбайнёра и распугивает нехотя расходящихся аистов, лишившихся теперь уже законной добычи.
Утята бегают очень быстро, а когда помощник догоняет — резко меняют направление движения и бросаются ровно под ноги, а потом, пойманные, пытаются укусить слабенькими клювиками и забиваются под сиденье в дальнем углу кабины, среди гаечных ключей и огнетушителей.

/ Георгий Капустников, 2013 /

 

Палессе ( Полесье ) / холст, темпера, акрил / 150х200 см / 2012г.

Палессе (Полесье)
холст, темпера, акрил
150х200 см
2012 г.

Есть мнение, что у аистов в процессе эволюции очень скоро ноги станут такие же короткие, как, например – у утки. Потому что они уже давно большими компаниями  ходят не по болотам в поисках лягушек, а исключительно за комбайном. В надежде получить лёгкую добычу, которая в великом множестве разбегается, расползается и разлетается из-под его колёс, лишившись укрытия.

 

Лiсiчкi ( Лисички ) / холст, темпера, акрил / 150х200 см / 2012г.

Лiсiчкi (Лисички)
холст, темпера, акрил
150х200 см
2012 г.

Конечно, собирать грибы  гораздо приятнее, чем их перебирать и чистить…

 

У спакою / холст, темпера, акрил / 150х200 см / 2012г.

У спакою
палатно, тэмпера, акрыл
150х200 см
2012 г.

Над ракою ў спакою
Зацьвітала каліна;
У сяле за ракою
Вырастала дзяўчына.
Да зялёнай каліны
Прылятала зазюля;
Да дзяўчыны-маліны
Удаваўся Януля.
Над ракой, дзе каліна,
Сенажаць церабілі;
У сяле, дзе хлапчына,
У паход затрубілі.
Перастала каліна
У цьвяточкі ўбірацца;

Перастала дзяўчына
Зь ненаглядным страчацца.
Бедавала зязюля,
Што каліны ня стала;
Бедавала матуля,
Што дзяўчына ўсыхала.
Па рацэ гналі хвалі
Ўдаль галіны каліны;
Людзі ў рэчцы шукалі
Самагубкі-дзяўчыны…
Над ракою ў спакою
Зацьвіла зноў каліна;
А ў зямельцы пад ёю
Спала наша дзяўчына.

/ Я. Купала, «НАД РАКОЮ Ў СПАКОЮ», 1911 /

 

Соль Зямлi ( Соль Земли ) / холст, темпера, акрил / 200х150 см / 2012г.

Соль Зямлi (Соль земли)
холст, темпера, акрил
200х150 см
2012 г.

Уже давно — с тех пор, наверное, как образовались колхозы — механизаторов на уборочной кормят обедом централизованно. Прямо в поле. Из разного вида полевых кухонь. Но почему-то художники любят рисовать «Жаркий полдень» традиционно. Изображая, как женщина приносит в поле своему мужчине любовно упакованный «тормозок».
Эта работа вначале так и называлась — «Жаркий полдень». Но после того, как «молодые» рассыпали соль в порыве страсти, напросилось другое название.

 

Алеся ўцякачка ( Сбежавшая Алеся ) / холст, темпера, акрил / 150х200 см / 2013г.

Алеся ўцякачка ( Сбежавшая Алеся )
холст, темпера, акрил
150х200 см
2013 г.

… Это она не от зубра сбежала, а от жениха своего. В основе сюжета — банальная интернациональная история о сбежавшей невесте. Просто Алеся сбежала в лес, а там — Зубр…

 

Малады аграном ( Молодой агроном) / холст, темпера, акрил / 90х200 см / 2012г.

Малады аграном (Молодой агроном)
холст, темпера, акрил
90х200 см
2012 г.

Вот такой агроном…

 

Даярка ( Доярка ) / холст, темпера, акрил / 90х200 см / 2012г. / в частной коллекции

Даярка (Доярка)
холст, темпера, акрил
90х200 см
2012 г.

Конечно, сейчас уже есть фермы, где доярки с коровами почти не встречаются. Всё делают машины. Сегодня это вызывает восхищение. Но когда- нибудь они (доярки и коровы), или хотя бы некоторые из них, мне кажется, будут скучать друг по другу…

 

Вiшнёвае сочыва ( Вишнёвое варенье ) / холст, темпера, акрил / 150х200 см / 2013г.

Вiшнёвае сочыва (Вишнёвое варенье)
холст, темпера, акрил
150х200 см
2013 г.

Почти каждому из нас, иногда даже мужчинам, приходилось хотя бы раз в жизни для варенья доставать косточки из вишен.
Так что картина знакомая. Сок брызгает в разные места. Пальцы слипаются, булавки ускользают, пристают пчёлы и осы.
Силы и терпение кончаются, а вишни — нет…
А Кот наверное думает — лучше бы они рыбу чистили.

 

Дзецi кукурузы ( Дети кукурузы ) / холст, темпера, акрил / 150х200 см / 2013г.

Дзецi кукурузы (Дети кукурузы)
холст, темпера, акрил
150х200 см
2013 г.

Один егерь рассказал, что на полях, которые возле лесов, особенно — заповедных, кукурузу высаживают специально для диких кабанов. Так что — если идёте за кукурузой в поле, не заглубляйтесь. Можете встретиться с мамой полосатого.

 

Сунiчная паляна ( Земляничная поляна ) / холст, темпера, акрил / 170х200 см / 2013г.

Сунiчная паляна (Земляничная поляна)
холст, темпера, акрил
170х200 см
2013 г.

Как известно, в старину свадьбы играли тогда, когда все дела в полях были доделаны. Т.е. после Дожинок.
У меня свадьба на земляничной поляне, а земляника зреет в начале лета. Тут, конечно, я наврала для красоты. Ну а в остальном — всё чистая правда.
И клубничное дерево — тоже.

 

Мроя трактарыста ( Сон тракториста ) / холст, темпера, акрил / 200х150 см / 2013г.

Мроя трактарыста (Дрёма тракториста)
холст, темпера, акрил
200х150 см
2013 г.

На самодельных коврах-маляванках народные художники рисовали рай, мечту. Рисовали то, чего никогда не видели. Диковинные цветы, пальмы, львов, тигров, каких-то фантастических птиц…
На самом деле — это ещё один «Жаркий полдень». Тракторист на минутку прилёг после обеда. И всё это ему то ли снится, то ли мерещится, то ли мечтается… то ли просто на ковре нарисовано.

 

Бульбяныя феi ( Картофельные феи ) / холст, темпера, акрил / 120х200 см / 2013г.

Бульбяныя феi (Картофельные феи)
холст, темпера, акрил
120х200 см
2013 г.

Говорят, белорусам в картошку не докладывают фри.

 

Гаротнiца ( Несчастная ) / холст, темпера, акрил / 150х150 см / 2013г.

Гаротнiца (Несчастная)
холст, темпера, акрил
150х150 см
2013 г.

В 2013 году в Беларуси разразилась Африканская чума свиней. 29 августа того же года вышло Постановление Совета Министров Республики Беларусь  № 758, и многим сельским жителям пришлось изменить вековой уклад жизни — навсегда расстаться со своими питомцами. Кто-то продал их живьём, кто-то продал мясо, кто-то сам съел.
Но были и такие, мне рассказывали, кто говорил: — Я друзей не продаю.
А один сказал: — Я друзей не ем.

 

Купалле ( Купала ) / холст, темпера, акрил / 120х200 см / 2012г.

Купалле (Купалье)
холст, темпера, акрил
120х200 см
2012 г.

 Сильная роса на Купалу — к урожаю огурцов (примета).

 

Вартаўнік райваенкамата ( Сторож райвоенкомата ) / холст, темпера, акрил / 150х200 см / 2013г.

Вартаўнік Райваенкамата (Сторож райвоенкомата)
холст, темпера, акрил
150х200 см
2013 г.

Хочу, чтобы во всех районах Земли в военкоматах было спокойно и скучно, как в Раю.

 

Паспелi ( Поспели ) / холст,темпера,акрил / 150х200 см / 2013г.

Паспелi (Поспели)
холст, темпера, акрил
150х200
2013

«… И дочь-невеста вся в прыщах — дозрела, значит. Смотрины, стало быть, у них — на сто рублей блинов одних, и даже тощенький жених поёт и скачет…»

/ Владимир Высоцкий, «Смотрины» /

 

Тры трактарысты ды сабака ( Три тракториста и собака ) / холст, темпера, акрил / 160х200 см / 2013г.

Тры трактарысты ды сабака (Три тракториста и собака)
холст, темпера, акрил
160х200
2013

Вы  когда-нибудь видели, чтобы пёс ходил на речку купаться один? И я не видела…

•••

Жанна Капустникова

 « Из огромного множества праздников на Земле, праздник сбора урожая — пожалуй самый важный, добрый и честный. Имеющий разные названия, испокон веков у всех народов и культур он несёт в себе общую и великую суть — уверенность в не зря потраченном труде и подведение его итогов. И даже если труд был тяжёлым, но результат его — очевиден, то он приносит радость, а уверенность рождает надежду и веру в лучшее завтра. Это придаёт жизни силу и смысл.
Мой кусок поля — это моя мастерская, а эта выставка — мои «персональные дожинки». Тему выбирала не я — она сама меня «выбрала». Меня, можно сказать — «внезапно настигла» национальная самоидентификация , хотя теперь я понимаю, что предпосылки к этому появились раньше…
Ещё в 90-х, сразу после «Академии», мне довелось много работать с национальным сценическим костюмом. Я навсегда останусь благодарна Владимиру Мулявину, который, будучи моим первым заказчиком, позволил сделать мне то, что я хочу. И видимо посеял первое зерно в ещё не готовую тогда почву. Шло время, после «Песняров» были
Государственный народный хор, «Белыя росы», «Крупіцкія музыкі» и много-много простых, очень честных и беззаветно влюблённых в наш фольклор самодеятельных коллективов, которые, несомненно — тоже повлияли на процесс взращивания этого зерна, только тогда я об этом ещё не догадывалась. Потом был период театра, кино и телевидения, было много встреч с новыми людьми и иллюзиями, в части из которых мне пришлось разочароваться. И я поняла, что десятки и сотни народных костюмов — это то лучшее и главное, что я сделала в своей творческой жизни… В конце концов оставила в ней только живопись. Живописи было тоже — много. Как и связанных с нею очередных встреч и, возможно — иллюзий…
Ещё одной из «открывшихся» мне предпосылок национальной самоидентификации является то, что мама моя родилась и выросла на Полесье, там, где сейчас зона отчуждения. В 2011-м мы ездили туда с сыном и очень явно ощутили связь с той землёй., не смотря на то, что родились и выросли в городе… И ещё я поняла, откуда у меня такая тяга к ярким краскам ! Почему-то принято считать, что «беларускія колеры сціплыя: зямлістыя, шэранькія ды балотныя»… из-за недостатка солнца — всего 50 (!) дней в году… Но там такое небо! Белый песок… фиолетовые тени… сиреневые вересковые заросли… закатные оранжевые «барханы» среди сосен… А цветы! Невозможно придумать название цвету луговой гвоздички, которая растёт на песке — куда до неё тропической фуксии! И всё это буйство красок люди переносили в свои дома, в вышивки и ткачество, росписи «куфраў ды маляванак»…
Некоторые элементы, технические и композиционные приёмы маляванак я применила в моих «DАЖЫНКАХ». Добавила ещё больше цвета, чем было у меня раньше. На картинах живут, отдыхают и трудятся очень красивые, добрые белорусы. Молодые и не очень, большие и не очень, весёлые и не очень — ведь даже в раю наверное бывает грустно, не только в жизни… Но в нем есть место иронии и самоиронии, которых нам всем иногда не хватает, как солнца.»

/ Жанна Капустникова, 2013 /

•••

использован фрагмент работы *Тры трактарысты ды сабака* из проекта *DАЖЫНКI*

« …Когда ты, житель мегаполиса, обвешанный и обложенный гаджетами и девайсами, втыкающий в глянцевые экраны и экранчики на ходу, на бегу, за едой, во время «общения»… Когда ты в последний раз видел живую корову? Или хотя бы живого тракториста? А доярку?
Когда ты беззаботно, никуда не спеша, валялся в душистой траве, глядя на облака и нюхая василёк?
А ведь где-то это есть — и васильки, и трактористы, и чёрная жирная земля, вывороченная плугом, и гул комбайнов, идущих ровным строем по спелому жёлтому морю.
И запах парного молока, и бусел над утренним лугом.
Cмотри — вот это всё.
Возможно, в реальности сельские будни выглядят не совсем так, как на этих полотнах.
Но кто сможет запретить художнику «так видеть»? Кто откажет ему в праве создавать свои миры?
*
Около двадцати полотен художника Жанны Капустниковой составляют проект под названием «Дажынкі». Работы выполнены в совершенно отличной от сегодняшнего мейнстрима живописной манере — не без заметного влияния белорусских традиционных «маляванак», и наполнены такой мощной живительной энергией, что кажется, можно сорвать с холста огурец.

И откусить с хрустом, и съесть.

Прямо так, без соли.

И запить его молоком.»

/ Юлия Добровольская, 2013 /

•••

использован фрагмент работы *Соль зямлi* из проекта *DАЖЫНКI*

« В художественном проекте  Жанны Капустниковой «DAЖЫHKI» на больших полотнах изображены сцены из сельской жизни, настроения и сам образ которых не всегда согласуются с общими представлениями о них жителей мегаполиса. В этих общих представлениях удивительного не много — за ежедневной собственной суетой мы не всегда способны видеть искренние человеческие радость и красоту. Серия «DAЖЫHKI» Жанны — своего рода утопия, в которой она предлагает посетителю выставки отвлечься от суеты и о таких понятиях вспомнить. А элементы иронии и самоиронии в работах, помимо собственных живописных приёмов художника — есть та по её мнению сила и форма, которая способна зрителю помочь в этом.
Для большинства людей выгоды от перехода общества из одного этапа в некий иной, лишённый прежних черт и взаимоотношений, как правило носили и носят характер неосязаемый, иллюзорный. Что тоже по своей сути — мираж, утопия. Это происходило всегда и везде, кто бы ни являлся основным генераторам очередной утопии — философские, научные или экономические институции: очевидность сиюминутных выгод до появления следующего миража предполагает толчок к развитию, но не всегда гарантирует достижимость этих выгод. Разочарование в прежних иллюзиях при появлении новых — одна из причин, заставляющих человека бросать своё поле и искать счастья на чужом, оставляя и забывая при этом традиции семейные, народные, общечеловеческие.
В мегаполисах вырастают поколения людей, нога которых не ступала мимо асфальта даже в резиновом сапоге. Рост на планете городов и преимуществ для индивидуума жизни в них приводит пока лишь к истощению природных ресурсов и межчеловеческих отношений. А в постиндустриальную эпоху такие ценности, как дружба, помощь, красота, нежность, любовь к своей земле и друг к другу не принимаются во внимание в попытках систематизации факторов, способствующих достижению иллюзорных выгод в перспективе. Постепенно выходящие из моды, эти ценности эксплуатируются для продвижения экономических или социальных моделей, но не всегда учитываются в них даже для расчёта статистических погрешностей. Впрочем, как по-настоящему не учитывались никогда, хотя именно они помогали людям выживать в тяжёлые времена.
Искренность цветов, яркость эмоций — то главное из важного, которым художник Жанна Капустникова делится со зрителем. Её утопия — не реквием сельскому жителю постиндустриальной эпохи, которой на смену по мнению футурологов возможно в не самом отдалённом будущем может прийти эпоха постчеловеческая. Скорее — это своего рода памятник перечисленным выше ценностям, они к счастью ещё пока встречаются, вопреки своей эксплуатации многочисленными социальными и экономическими теориями.»

 / Юрий Билык (Лобанов), 2013 /

•••

Альбом живописи DАЖЫНКI Жанны Капустниковой
По материалам выставки в сентябре 2015 был издан альбом под тем же названием.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВСЕМ, КТО ПОМОГАЛ И ПРИНИМАЛ УЧАСТИЕ В ИЗДАНИИ АЛЬБОМА:

Ольге Коваленко 
Георгию Капустникову
Юлии Добровольской
Павлу Зайцу
Мэтту Дэю
Светлане Жинкиной
Андрею Богдановичу
Андрею Новику
Юре Билыку (Лобанову) / «Михаил Адсюль»

•••
материалы о выставке на других ресурсах:

интервью и о проекте DАЖЫНКI в передаче АРТиШОК на телеканалах Беларусь-3, Беларусь-24

Насядзеўшыся ў Facebook, мастачка Капуснікава збегла да трактарыстаў (euroradio.fm)

На маіх карцінах — вёска мараў і ўяўленняў (budzma.org)

DАЖЫНКI с картинки (agronews.by)

DАЖЫНKI добрались до Минска (naviny.by)

О презентации альбома DАЖЫНКI в газете «Лiтаратура i мастацтва»

 

•••••••••••••••••••••••••••

…Но совсем скоро мир изменился, и на традиционный упрек художнику: “Вы слишком отрываетесь от жизни!”, захотелось ответить: “Скорее, все мы слишком отрываемся от смерти”.
И правда — мы привыкли жить так, как будто не умрем никогда. Мы неосторожны в поступках, словах, мыслях и не задумываемся о том, что прямо или косвенно можем влиять не только на окружающую нас жизнь, но и на окружающую нас смерть — мы к ним привыкли: и к жизни, и к смерти. Мы не ценим ни жизни, ни смерти. Ни своей, ни чужой…

… 18 ноября 2015 года в Национальном центре современных искусств Республики Беларусь открылся арт-проект «Другiя Дажынкi».

выстава жывапiсу Другiя Дажынкi Жанны Капуснiкавай - афiша

•••••••••••••••••••••••••••

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Pin on PinterestShare on VKShare on TumblrShare on LinkedInShare on StumbleUponShare on RedditBuffer this pageEmail this to someone