DАЖЫНКI (DAZHYNKI) постер 1

2013 • Серия «DАЖЫНКI»

Открытие проекта  «DАЖЫНКI» состоялось 3 октября 2013г.
в Художественной галерее Михаила Савицкого (г.Минск, пл.Свободы — 15)
•••
РАБОТЫ ИЗ ПРОЕКТА :

Выратаванне (Спасение) / холст, темпера, акрил / 150х200 см / 2012г.

Выратаванне (Спасение)
холст, темпера, акрил
150х200 см
2012 г.

Толстые зелёные стебли усталого рапсового поля лежат друг на друге, расчёсанные в разные стороны, словно зелёная медвежья шкура у камина и под этот плотный шатёр не проникает жаркое июльское солнце. Бесконечное зелёное море податливо тянется к мотовилу ревущего комбайна.
Впрочем, в кабине гораздо тише, только доносится разноголосый дабстеповый ритм системы обмолота, а если посмотреть в заднее стёклышко, видно как в бункере быстро растёт остроконечная горка тёмно-коричневого буса — наше белорусское бурое золото.
Комбайн споро режет зелёный шатёр, и вот остаётся последняя полоса, уже жатки. Справа и слева обнажившаяся и уже успевшая подсохнуть желто-коричневая глина с вышагивающими по ней аистами. Тут где-то впереди из рапса поднимается небольшая птица с острыми крыльями.
Когда через минуту вправо и влево, шарахаясь от аистов, начинают разбегаться такие же как глина, жёлто-коричневые комочки становится понятно, что это была мама-утка, бросившая утят перед лицом надвигающейся грохочущей катастрофы. На ходу с подножки спрыгивает помощник комбайнёра и распугивает нехотя расходящихся аистов, лишившихся теперь уже законной добычи.
Утята бегают очень быстро, а когда помощник догоняет — резко меняют направление движения и бросаются ровно под ноги, а потом, пойманные, пытаются укусить слабенькими клювиками и забиваются под сиденье в дальнем углу кабины, среди гаечных ключей и огнетушителей.

/ Георгий Капустников, 2013 /

 

Палессе ( Полесье ) / холст, темпера, акрил / 150х200 см / 2012г.

Палессе (Полесье)
холст, темпера, акрил
150х200 см
2012 г.

Есть мнение, что у аистов в процессе эволюции очень скоро ноги станут такие же короткие, как, например – у утки. Потому что они уже давно большими компаниями  ходят не по болотам в поисках лягушек, а исключительно за комбайном. В надежде получить лёгкую добычу, которая в великом множестве разбегается, расползается и разлетается из-под его колёс, лишившись укрытия.

 

Лiсiчкi ( Лисички ) / холст, темпера, акрил / 150х200 см / 2012г.

Лiсiчкi (Лисички)
холст, темпера, акрил
150х200 см
2012 г.

Конечно, собирать грибы  гораздо приятнее, чем их перебирать и чистить…

 

У спакою / холст, темпера, акрил / 150х200 см / 2012г.

У спакою
палатно, тэмпера, акрыл
150х200 см
2012 г.

Над ракою ў спакою
Зацьвітала каліна;
У сяле за ракою
Вырастала дзяўчына.
Да зялёнай каліны
Прылятала зазюля;
Да дзяўчыны-маліны
Удаваўся Януля.
Над ракой, дзе каліна,
Сенажаць церабілі;
У сяле, дзе хлапчына,
У паход затрубілі.
Перастала каліна
У цьвяточкі ўбірацца;

Перастала дзяўчына
Зь ненаглядным страчацца.
Бедавала зязюля,
Што каліны ня стала;
Бедавала матуля,
Што дзяўчына ўсыхала.
Па рацэ гналі хвалі
Ўдаль галіны каліны;
Людзі ў рэчцы шукалі
Самагубкі-дзяўчыны…
Над ракою ў спакою
Зацьвіла зноў каліна;
А ў зямельцы пад ёю
Спала наша дзяўчына.

/ Я. Купала, «НАД РАКОЮ Ў СПАКОЮ», 1911 /

 

Соль Зямлi ( Соль Земли ) / холст, темпера, акрил / 200х150 см / 2012г.

Соль Зямлi (Соль земли)
холст, темпера, акрил
200х150 см
2012 г.

Уже давно — с тех пор, наверное, как образовались колхозы — механизаторов на уборочной кормят обедом централизованно. Прямо в поле. Из разного вида полевых кухонь. Но почему-то художники любят рисовать «Жаркий полдень» традиционно. Изображая, как женщина приносит в поле своему мужчине любовно упакованный «тормозок».
Эта работа вначале так и называлась — «Жаркий полдень». Но после того, как «молодые» рассыпали соль в порыве страсти, напросилось другое название.

 

Алеся ўцякачка ( Сбежавшая Алеся ) / холст, темпера, акрил / 150х200 см / 2013г.

Алеся ўцякачка ( Сбежавшая Алеся )
холст, темпера, акрил
150х200 см
2013 г.

… Это она не от зубра сбежала, а от жениха своего. В основе сюжета — банальная интернациональная история о сбежавшей невесте. Просто Алеся сбежала в лес, а там — Зубр…

 

Малады аграном ( Молодой агроном) / холст, темпера, акрил / 90х200 см / 2012г.

Малады аграном (Молодой агроном)
холст, темпера, акрил
90х200 см
2012 г.

Вот такой агроном…

 

Даярка ( Доярка ) / холст, темпера, акрил / 90х200 см / 2012г. / в частной коллекции

Даярка (Доярка)
холст, темпера, акрил
90х200 см
2012 г.

Конечно, сейчас уже есть фермы, где доярки с коровами почти не встречаются. Всё делают машины. Сегодня это вызывает восхищение. Но когда- нибудь они (доярки и коровы), или хотя бы некоторые из них, мне кажется, будут скучать друг по другу…

 

Вiшнёвае сочыва ( Вишнёвое варенье ) / холст, темпера, акрил / 150х200 см / 2013г.

Вiшнёвае сочыва (Вишнёвое варенье)
холст, темпера, акрил
150х200 см
2013 г.

Почти каждому из нас, иногда даже мужчинам, приходилось хотя бы раз в жизни для варенья доставать косточки из вишен.
Так что картина знакомая. Сок брызгает в разные места. Пальцы слипаются, булавки ускользают, пристают пчёлы и осы.
Силы и терпение кончаются, а вишни — нет…
А Кот наверное думает — лучше бы они рыбу чистили.

 

Дзецi кукурузы ( Дети кукурузы ) / холст, темпера, акрил / 150х200 см / 2013г.

Дзецi кукурузы (Дети кукурузы)
холст, темпера, акрил
150х200 см
2013 г.

Один егерь рассказал, что на полях, которые возле лесов, особенно — заповедных, кукурузу высаживают специально для диких кабанов. Так что — если идёте за кукурузой в поле, не заглубляйтесь. Можете встретиться с мамой полосатого.

 

Сунiчная паляна ( Земляничная поляна ) / холст, темпера, акрил / 170х200 см / 2013г.

Сунiчная паляна (Земляничная поляна)
холст, темпера, акрил
170х200 см
2013 г.

Как известно, в старину свадьбы играли тогда, когда все дела в полях были доделаны. Т.е. после Дожинок.
У меня свадьба на земляничной поляне, а земляника зреет в начале лета. Тут, конечно, я наврала для красоты. Ну а в остальном — всё чистая правда.
И клубничное дерево — тоже.

 

Мроя трактарыста ( Сон тракториста ) / холст, темпера, акрил / 200х150 см / 2013г.

Мроя трактарыста (Дрёма тракториста)
холст, темпера, акрил
200х150 см
2013 г.

На самодельных коврах-маляванках народные художники рисовали рай, мечту. Рисовали то, чего никогда не видели. Диковинные цветы, пальмы, львов, тигров, каких-то фантастических птиц…
На самом деле — это ещё один «Жаркий полдень». Тракторист на минутку прилёг после обеда. И всё это ему то ли снится, то ли мерещится, то ли мечтается… то ли просто на ковре нарисовано.

 

Бульбяныя феi ( Картофельные феи ) / холст, темпера, акрил / 120х200 см / 2013г.

Бульбяныя феi (Картофельные феи)
холст, темпера, акрил
120х200 см
2013 г.

Говорят, белорусам в картошку не докладывают фри.

 

Гаротнiца ( Несчастная ) / холст, темпера, акрил / 150х150 см / 2013г.

Гаротнiца (Несчастная)
холст, темпера, акрил
150х150 см
2013 г.

В 2013 году в Беларуси разразилась Африканская чума свиней. 29 августа того же года вышло Постановление Совета Министров Республики Беларусь  № 758, и многим сельским жителям пришлось изменить вековой уклад жизни — навсегда расстаться со своими питомцами. Кто-то продал их живьём, кто-то продал мясо, кто-то сам съел.
Но были и такие, мне рассказывали, кто говорил: — Я друзей не продаю.
А один сказал: — Я друзей не ем.

 

Купалле ( Купала ) / холст, темпера, акрил / 120х200 см / 2012г.

Купалле (Купалье)
холст, темпера, акрил
120х200 см
2012 г.

 Сильная роса на Купалу — к урожаю огурцов (примета).

 

Вартаўнік райваенкамата ( Сторож райвоенкомата ) / холст, темпера, акрил / 150х200 см / 2013г.

Вартаўнік Райваенкамата (Сторож райвоенкомата)
холст, темпера, акрил
150х200 см
2013 г.

Хочу, чтобы во всех районах Земли в военкоматах было спокойно и скучно, как в Раю.

 

Паспелi ( Поспели ) / холст,темпера,акрил / 150х200 см / 2013г.

Паспелi (Поспели)
холст, темпера, акрил
150х200
2013

«… И дочь-невеста вся в прыщах — дозрела, значит. Смотрины, стало быть, у них — на сто рублей блинов одних, и даже тощенький жених поёт и скачет…»

/ Владимир Высоцкий, «Смотрины» /

 

Тры трактарысты ды сабака ( Три тракториста и собака ) / холст, темпера, акрил / 160х200 см / 2013г.

Тры трактарысты ды сабака (Три тракториста и собака)
холст, темпера, акрил
160х200
2013

Вы  когда-нибудь видели, чтобы пёс ходил на речку купаться один? И я не видела…

•••

Жанна Капустникова

 « Из огромного множества праздников на Земле, праздник сбора урожая — пожалуй самый важный, добрый и честный. Имеющий разные названия, испокон веков у всех народов и культур он несёт в себе общую и великую суть — уверенность в не зря потраченном труде и подведение его итогов. И даже если труд был тяжёлым, но результат его — очевиден, то он приносит радость, а уверенность рождает надежду и веру в лучшее завтра. Это придаёт жизни силу и смысл.
Мой кусок поля — это моя мастерская, а эта выставка — мои «персональные дожинки». Тему выбирала не я — она сама меня «выбрала». Меня, можно сказать — «внезапно настигла» национальная самоидентификация , хотя теперь я понимаю, что предпосылки к этому появились раньше…
Ещё в 90-х, сразу после «Академии», мне довелось много работать с национальным сценическим костюмом. Я навсегда останусь благодарна Владимиру Мулявину, который, будучи моим первым заказчиком, позволил сделать мне то, что я хочу. И видимо посеял первое зерно в ещё не готовую тогда почву. Шло время, после «Песняров» были
Государственный народный хор, «Белыя росы», «Крупіцкія музыкі» и много-много простых, очень честных и беззаветно влюблённых в наш фольклор самодеятельных коллективов, которые, несомненно — тоже повлияли на процесс взращивания этого зерна, только тогда я об этом ещё не догадывалась. Потом был период театра, кино и телевидения, было много встреч с новыми людьми и иллюзиями, в части из которых мне пришлось разочароваться. И я поняла, что десятки и сотни народных костюмов — это то лучшее и главное, что я сделала в своей творческой жизни… В конце концов оставила в ней только живопись. Живописи было тоже — много. Как и связанных с нею очередных встреч и, возможно — иллюзий…
Ещё одной из «открывшихся» мне предпосылок национальной самоидентификации является то, что мама моя родилась и выросла на Полесье, там, где сейчас зона отчуждения. В 2011-м мы ездили туда с сыном и очень явно ощутили связь с той землёй., не смотря на то, что родились и выросли в городе… И ещё я поняла, откуда у меня такая тяга к ярким краскам ! Почему-то принято считать, что «беларускія колеры сціплыя: зямлістыя, шэранькія ды балотныя»… из-за недостатка солнца — всего 50 (!) дней в году… Но там такое небо! Белый песок… фиолетовые тени… сиреневые вересковые заросли… закатные оранжевые «барханы» среди сосен… А цветы! Невозможно придумать название цвету луговой гвоздички, которая растёт на песке — куда до неё тропической фуксии! И всё это буйство красок люди переносили в свои дома, в вышивки и ткачество, росписи «куфраў ды маляванак»…
Некоторые элементы, технические и композиционные приёмы маляванак я применила в моих «DАЖЫНКАХ». Добавила ещё больше цвета, чем было у меня раньше. На картинах живут, отдыхают и трудятся очень красивые, добрые белорусы. Молодые и не очень, большие и не очень, весёлые и не очень — ведь даже в раю наверное бывает грустно, не только в жизни… Но в нем есть место иронии и самоиронии, которых нам всем иногда не хватает, как солнца.»

/ Жанна Капустникова, 2013 /

•••

использован фрагмент работы *Тры трактарысты ды сабака* из проекта *DАЖЫНКI*

« …Когда ты, житель мегаполиса, обвешанный и обложенный гаджетами и девайсами, втыкающий в глянцевые экраны и экранчики на ходу, на бегу, за едой, во время «общения»… Когда ты в последний раз видел живую корову? Или хотя бы живого тракториста? А доярку?
Когда ты беззаботно, никуда не спеша, валялся в душистой траве, глядя на облака и нюхая василёк?
А ведь где-то это есть — и васильки, и трактористы, и чёрная жирная земля, вывороченная плугом, и гул комбайнов, идущих ровным строем по спелому жёлтому морю.
И запах парного молока, и бусел над утренним лугом.
Cмотри — вот это всё.
Возможно, в реальности сельские будни выглядят не совсем так, как на этих полотнах.
Но кто сможет запретить художнику «так видеть»? Кто откажет ему в праве создавать свои миры?
*
Около двадцати полотен художника Жанны Капустниковой составляют проект под названием «Дажынкі». Работы выполнены в совершенно отличной от сегодняшнего мейнстрима живописной манере — не без заметного влияния белорусских традиционных «маляванак», и наполнены такой мощной живительной энергией, что кажется, можно сорвать с холста огурец.

И откусить с хрустом, и съесть.

Прямо так, без соли.

И запить его молоком.»

/ Юлия Добровольская, 2013 /

•••

использован фрагмент работы *Соль зямлi* из проекта *DАЖЫНКI*

« В художественном проекте  Жанны Капустниковой «DAЖЫHKI» на больших полотнах изображены сцены из сельской жизни, настроения и сам образ которых не всегда согласуются с общими представлениями о них жителей мегаполиса. В этих общих представлениях удивительного не много — за ежедневной собственной суетой мы не всегда способны видеть искренние человеческие радость и красоту. Серия «DAЖЫHKI» Жанны — своего рода утопия, в которой она предлагает посетителю выставки отвлечься от суеты и о таких понятиях вспомнить. А элементы иронии и самоиронии в работах, помимо собственных живописных приёмов художника — есть та по её мнению сила и форма, которая способна зрителю помочь в этом.
Для большинства людей выгоды от перехода общества из одного этапа в некий иной, лишённый прежних черт и взаимоотношений, как правило носили и носят характер неосязаемый, иллюзорный. Что тоже по своей сути — мираж, утопия. Это происходило всегда и везде, кто бы ни являлся основным генераторам очередной утопии — философские, научные или экономические институции: очевидность сиюминутных выгод до появления следующего миража предполагает толчок к развитию, но не всегда гарантирует достижимость этих выгод. Разочарование в прежних иллюзиях при появлении новых — одна из причин, заставляющих человека бросать своё поле и искать счастья на чужом, оставляя и забывая при этом традиции семейные, народные, общечеловеческие.
В мегаполисах вырастают поколения людей, нога которых не ступала мимо асфальта даже в резиновом сапоге. Рост на планете городов и преимуществ для индивидуума жизни в них приводит пока лишь к истощению природных ресурсов и межчеловеческих отношений. А в постиндустриальную эпоху такие ценности, как дружба, помощь, красота, нежность, любовь к своей земле и друг к другу не принимаются во внимание в попытках систематизации факторов, способствующих достижению иллюзорных выгод в перспективе. Постепенно выходящие из моды, эти ценности эксплуатируются для продвижения экономических или социальных моделей, но не всегда учитываются в них даже для расчёта статистических погрешностей. Впрочем, как по-настоящему не учитывались никогда, хотя именно они помогали людям выживать в тяжёлые времена.
Искренность цветов, яркость эмоций — то главное из важного, которым художник Жанна Капустникова делится со зрителем. Её утопия — не реквием сельскому жителю постиндустриальной эпохи, которой на смену по мнению футурологов возможно в не самом отдалённом будущем может прийти эпоха постчеловеческая. Скорее — это своего рода памятник перечисленным выше ценностям, они к счастью ещё пока встречаются, вопреки своей эксплуатации многочисленными социальными и экономическими теориями.»

 / Юрий Билык (Лобанов), 2013 /

•••

Альбом живописи DАЖЫНКI Жанны Капустниковой
По материалам выставки в сентябре 2015 был издан альбом под тем же названием.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВСЕМ, КТО ПОМОГАЛ И ПРИНИМАЛ УЧАСТИЕ В ИЗДАНИИ АЛЬБОМА:

Ольге Коваленко 
Георгию Капустникову
Юлии Добровольской
Павлу Зайцу
Мэтту Дэю
Светлане Жинкиной
Андрею Богдановичу
Андрею Новику
Юре Билыку (Лобанову) / «Михаил Адсюль»

•••
материалы о выставке на других ресурсах:

интервью и о проекте DАЖЫНКI в передаче АРТиШОК на телеканалах Беларусь-3, Беларусь-24

Насядзеўшыся ў Facebook, мастачка Капуснікава збегла да трактарыстаў (euroradio.fm)

На маіх карцінах — вёска мараў і ўяўленняў (budzma.org)

DАЖЫНКI с картинки (agronews.by)

DАЖЫНKI добрались до Минска (naviny.by)

О презентации альбома DАЖЫНКI в газете «Лiтаратура i мастацтва»

 

•••••••••••••••••••••••••••

…Но совсем скоро мир изменился, и на традиционный упрек художнику: “Вы слишком отрываетесь от жизни!”, захотелось ответить: “Скорее, все мы слишком отрываемся от смерти”.
И правда — мы привыкли жить так, как будто не умрем никогда. Мы неосторожны в поступках, словах, мыслях и не задумываемся о том, что прямо или косвенно можем влиять не только на окружающую нас жизнь, но и на окружающую нас смерть — мы к ним привыкли: и к жизни, и к смерти. Мы не ценим ни жизни, ни смерти. Ни своей, ни чужой…

… 18 ноября 2015 года в Национальном центре современных искусств Республики Беларусь открылся арт-проект «Другiя Дажынкi».

выстава жывапiсу Другiя Дажынкi Жанны Капуснiкавай - афiша

•••••••••••••••••••••••••••

Share on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Pin on PinterestShare on VKShare on TumblrShare on LinkedInShare on StumbleUponShare on RedditBuffer this pageEmail this to someone